Измена смерти подобна
Природа сексуальных отношений
На сегодняшний день в большинстве развитых стран проблема «иметь детей» стоит много более остро, чем проблема их «не иметь». Медицина оказывается бессильной, если у женщины не наступает беременность. Медицина мало чем может помочь, если у кого-то из партнёров нарушена репродуктивная функция. Но если семья не хочет обзаводиться детьми, то возможности медицины почти безграничны. Презерватив предохраняет от нежелательной беременности с вероятностью в 97 процентов. Внутриматочная спираль с вероятностью в 98 процентов, а противозачаточные препараты – с вероятностью почти в 100 процентов. И что это значит? А это значит, что люди могут заниматься сексом исключительно удовольствия ради, без оглядки на нежеланную беременность. Без мыслей о детях. Это удовольствие, и только.
Почему я вам об этом рассказываю? Какое отношение имеет нежелательная беременность к измене и почти неизбежной катастрофе отношений вследствие её разоблачения?
Всё дело в том, друзья мои, что истинной мотивирующей силой сексуальных отношений является – что? Инстинкт продолжения рода. Который «работает» независимо от того, хотите ли вы детей или не хотите. И если осознанное отношение к сексу вариабельно, равно как и очень разнообразно сексуальное поведение, то бессознательно всё наше отношение и поведение сводится к одному-единственному: продолжение рода. Примечательно, что этот инстинкт не умеет отличать «полезные» и «бесполезные» (с точки зрения продолжения рода) сексуальные вариации: например, гомосексуальные акты будут столь же эффективны для удовлетворения инстинкта, как и гетеросексуальные акты, или удовлетворение ничем не отличается от самоудовлетворения.
Разрядка достигается любым способом, даже самым суррогатным (фетишизм, порнография, садомазохизм) или брутальным (инцест или некрофилия). Если компонент сексуального удовольствия присутствует, он интерпретируется как продолжение рода. Примитивный, но, к сожалению, чрезвычайно действенный и безотказный механизм.
Теперь давайте разберемся, что, собственно, означает продолжение рода. В биологическом смысле, это передача своего генетического материала, своей наследственности следующему поколению. Если говорить в узко биологическом смысле, то следующее поколение – это вы и есть. В биологическом смысле человек бессмертен, так как он воспроизводит сам себя. Генетическая копия, идентичная оригиналу, передается новой жизни. Со всеми ее достоинствами и недостатками. Так что продолжение рода – я ещё раз подчеркну, в сугубо биологическом контексте, – означает продолжение собственной жизни.
Человек (а равно и всё живое) не стремится к продолжению рода, а стремится он – исключительно к продолжению самого себя. То есть, к индивидуальному бессмертию. Именно так мы должны понимать инстинкт продолжения рода, который является основной мотивирующей силой сексуального поведения.
Психобиологические последствия супружеской измены
Право на бессмертие, которое даровано нам природой, является не более чем возможностью. За эту возможность нам приходится бороться. Найти полового партнера, это раз. «Завоевать» партнёра, это два. Отстоять право обладать партнёром, три. «У вас девочка или мальчик?» – спрашивают собачники друг у друга. Потому как если девочка и девочка, или мальчик и мальчик, непременно подерутся.
В семейных отношениях эта возможность – право на бессмертие – реализуется идеальным образом. Во-первых, у нас есть половой партнер. Во-вторых, он безраздельно принадлежит нам. В-третьих, он «защищен» моральными (или даже юридическими) обязательствами от любых посягательств конкурентов. То есть, стороны как бы гарантируют друг другу биологическое бессмертие. Так как глубинный мотив сексуальных отношений не осознается, удовлетворение инстинкта выживания достигается наличием сексуальных отношений. Если они имеют место быть в семейной жизни, всё хорошо. Но если их нет, или если они неудовлетворительны, партнера начинает одолевать безотчетная тревога. По большей части, она объясняется как потеря интереса (сексуального и эмоционального) со стороны партнера. На более глубоком уровне мы должны понимать эту тревогу как страх смерти.
Сексуальные отношения необходимы для выживания, подсказывает инстинкт. И если их нет, партнер переживает психобиологический страх перед лицом реальной угрозы физической смерти.
В случаях, когда сексуальные отношения в семье оставляют желать лучшего, инстинктивно мы осознаем опасность происходящего, но не можем определить источник этой угрозы. В равной степени партнер может увидеть причину в себе самом (я стала сомневаться в своей привлекательности) или в своем партнере (он все меньше и меньше меня замечает). Точно сказать, в чем причина нашей тревоги, мы не можем. Зато с уверенностью можно сказать, что тревога сойдет на нет, если сексуальные отношения будут приносить удовлетворение.
А вот в случае, где партнер позволил себе «связь на стороне», источник угрозы становится предельно конкретным. Выживание (то есть, бессмертие) всецело зависит от возможности передать свои гены – последующему поколению. Свои гены. В этом и заключается первозданная мотивация сексуальных отношений. Выжить. Не детей завести, не удовольствие от секса получить, а выжить. А это значит, что измена психобиологически переживается как угроза выживанию, как попытка вашего физического уничтожения. И источник этой угрозы очень конкретен: партнёр-изменник, который предпочел чужие гены и чужеродный биологический материал.
Молилась ли ты на ночь, Дездемона?
Что делает человек перед лицом угрозы физической расправы? Нападает или убегает. Для измены более характерно убегать, то есть, «на этом наши с тобой отношения закончились». Более характерно лишь потому, что люди опосредуют свои инстинкты в социально приемлемые формы поведения. Если инстинкты в силу каких-то причин (алкогольное и наркотическое опьянение, низкий уровень самоконтроля, эмоциональная расторможенность) возобладают над разумом, изменника могут изувечить или даже убить.
И это происходит потому, что партнер – защищается. Социально мы не можем оправдывать подобные действия, но, с психобиологической точки зрения, это самооборона. Именно так мы должны понимать все «неадекватные» реакции партнера на факт супружеской измены.
Сможет ли женщина простить со временем мой поступок?
Сегодня, когда детородная функция сексуальных отношений отошла на второй план, секс понимается исключительно как стремление к удовольствию. И если один из партнеров не прочь получить это удовольствие на стороне, ему трудно понять, почему его «половинка» реагирует на измену столь разрушительным образом. Подумаешь, невидаль, случайная связь. Нечего её драматизировать, незачем разрушать семью. Прости меня скорее, и мы будем жить, как ни в чем не бывало.
Но теперь вы можете почувствовать, насколько глубока рана измены. Это как удар ножом в сердце. Уязвленное самолюбие партнера – очень поверхностная и малоубедительная попытка объяснить, почему пострадавшая сторона хочет уничтожить всякие отношения с «предателем», а часто и его самого, в самом буквальном смысле слова. Психобиологический страх смерти вследствие утраты потенциальной возможности продолжить свою собственную жизнь – в этом заключена истинная причина разрушительной силы измены. Именно так вы должны понимать трагические последствия любого случайного удовольствия на стороне.
Правило первое: драматизируйте ситуацию
Если вас ударили ножом или бейсбольной битой (не дай Бог, конечно), я очень сомневаюсь, что, в дальнейшем, вы поверите заверениям обидчика, будто бы ничего страшного не произошло. Поверите и простите его. Действительно, с кем не бывает? Ну, ударил. Ну, сотрясение мозга. А, на самом-то деле, он вас любит, преданно и нежно. И больше этого никогда не повторится.
Иначе говоря, если вы хотите получить прощение, то, как минимум, вам нужно показать своему партнеру, что вы понимаете всю тяжесть вашего «с кем не бывает». Как говорят в НЛП, нужно присоединиться к переживанию партнера. Нужно не умалять, а, напротив, по возможности, драматизировать ситуацию.
Все смотрели сериал «Бригада»? Помните эпизод, когда Пчёлу подозревают в измене. А теперь припоминайте, как повел себя Космос, когда «бригадиры» узнали, что их брат Пчёла ни в чем не виноват. Прощение – нужно просить. А не стараться убедить партнера в том, что ничего страшного не произошло.
Правило второе: не как хочу я, но как ты
Вы говорите, что «не хотите ее терять», «не хотите разрушать семью», и так далее. Но вы не в том положении, чтобы чего-то хотеть там или не хотеть. Не надо заблуждаться. Тому, кто совершил преступление, необходимо раскаяться, а не «хотеть» в камеру телевизор, пищу из ресторана и еженедельные сеансы массажа. И чем искренней будет покаяние, тем выше шансы на прощение.
Я вам так скажу, скажу грубовато, но очень по делу. Если муж говорит жене, что она уродка, – а он это говорит фактом своей измены, – какой смысл потом «соблазнять» ее тем, что он, якобы, не хочет «терять с ним отношений»? Вы «ударили» по женскому самолюбию: значит, надо спасать женское самолюбие, а не пытаться спасти отношения. Если Вы сможете ее переубедить в том, что она не урод, то Вы сможете восстановить отношения. Если нет, то нет.
Правило третье: докажите партнеру, что он лучший
«Лучший» нужно понимать не в терминах самолюбия, а в терминах выживания. Партнеру жизненно необходимо быть уникальным и неповторимым, ибо только это гарантирует ему продолжение собственной жизни. Он стремится передать свой набор генов, а, значит, быть единственным половым партнером. Если в других сферах жизнедеятельности человеку не составляет труда признать, что он не самый умный или не самый успешный, то в сексе он претендует на исключительность. Мысль о том, что кто-то может быть лучше в сексе, для него совершенно невыносима. Только лучшим. И только единственным.
Следовательно, вы должны доказать, что партнер – единственный (вопреки тому, что вы как бы «доказали» обратное). Психобиологические мотивы этой потребности не могут быть осознанны, а, поэтому, лучшим доказательством станет признание вашего партнера лучшим и исключительным в сексуальных отношениях. Это нужно доказать. Если вы сможете это сделать, то у вас есть реальный шанс восстановить отношения в полной мере.
Есть такой фильм, «Схватка» называется, с Аль Пачино и Робертом де Ниро в главных ролях. Аль Пачино играет полицейского, который охотится за бандой профессиональных грабителей. Так как он охотится и днём, и ночью, то его отношения с любимой женщиной становятся все хуже и хуже. Однажды охотник возвращается домой, а у жены любовник. Думаю, Вам интересно узнать, какое «оправдание» она выбрала.
Дословно я не воспроизведу, но говорит она примерно следующее: «Я люблю тебя и только тебя, но ты меня не замечаешь, поэтому мне приходится спать с этим убожеством, дабы хоть немного привлечь твоего внимания».
Насколько это возможно, и вам нужно довести до партнера нечто подобное. Вероятно, не так «в лоб», как было показано в фильме. Но суть одна и та же: вы должны показать ему, что все другие партнеры – убожество, что они не имеют даже сотой части тех достоинств, которыми обладает партнер. Нужно возвысить партнера, используя опыт общения (о котором ему известно) как доказательство его преимуществ.
Понимаете, если ваш партнер не убедится в том, что он «номер один», то он не сможет простить. Его будет все время сверлить мысль о том, что Вы хотели секса с кем-то другим, а это значит, что он номер два (или восемнадцать).
Вы хотели, я подчеркиваю это. Поэтому, вы должны убедить его в том, что он всегда номер один – а теперь он и тем более номер один, в свете последних событий. И не стесняйтесь паскудить и уничижать весь женский род, оптом и в розницу (хорошо бы на конкретных примерах каких-нибудь конкретных людей). Нужно доказать, что ваш партнер лучший и единственный. Если это удастся, с высокой долей вероятности вы сможете восстановить ваши отношения. Если нет, то нет.